Литература
Рабочая
программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской⎫ Федерации»; требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного⎫ общего образования, утвержденными
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря
2014 г. № 1644); с учетом: примерной основной образовательной программы
основного общего образования, авторской программы по литературе.
Рабочая
программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает
учебники:
•
В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. / Под ред. В.Я.Коровиной
Литература . 6класс в 2 ч.Москва: «Просвещение», 2015;
•
В.Я.Коровина Литература . 8класс, ч.1,2 М.: « Просвещение», 2022.
•
В.Я.Коровина Литература . 9 класс, ч.1,2 М.: Просвещение, 2022.
Литература
– учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и
языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков
чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в
слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного,
ассоциативного и логического мышления. Через литературу осуществляется передача
от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой
культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных
времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся
возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру
многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют
формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также
умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель
изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это
предполагает постижение художественной литературы как вида искусства,
целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого
при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком
как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается
потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Изучение
литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей
необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного
предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом –
системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма,
последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе
решает следующие образовательные задачи:
•
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития;
•
формирование отношения к литературе как к одной из основных национально-
культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
•
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-
эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
•
развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире,
особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т. п.;
•
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других
людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
•
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно-
эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и
воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в
основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на
решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе.
Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый
результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание
условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи
описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают
процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе
строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания
литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и
зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного
анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других
видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный
канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении
обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к
изучению литературных произведений возрастным и психологическим
особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; −
количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.
Содержание
программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их
авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка
(жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры).
Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной
школе.
Количество
часов на изучение предмета: 6 класс: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа; 8 классы: в неделю – 2 часа, в год – 68
часов.,9 класс:в неделю-2 часа,в год-68 часов.