ДОП "Кукольный театр" программа 2022-2023 гг.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.
2020) ;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития России до 2030 года»;
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №
996-р;
− Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г. № 3 ; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» ;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
2

по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС –
551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» [7]; − Об
образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015
(с изменениями на 10.09.2019).
-Устав образовательной организации.
- Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
программы.
Направленность программы–художественнаяТрудно точно припомнить с каких
времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого
происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы
взрослых.Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где
кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок
становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким
кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет посвоему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют
наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут
взрослыми.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть
– одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих
кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как
долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые
столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может
ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад
восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и
взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку
немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на
доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в
мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество.
Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми способностями,
которые формируются в школьные годы. Она стимулирует развитие индивидуальности
ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством
углубления знаний.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое
освоение театрального искусства. Музыка, слово, театр настолько переплетены, что для
их изучения требуется комплексный подход.
3

Актуальность программы.Сегодня развитие театрального искусства является
актуальным изаключается в том, что, придя в театральное объединение «Кукольный
театр», ребенок через преодоление внутренних зажимов и комплексов становится
открытым и свободным. Универсальность театрального искусства позволяет показать
свои вокальные, музыкальные, литературные, физические и актерские данные, что ведет
к воспитанию конкурентоспособной личности.
Новизна программызаключается в том, что, вместе с обучением мастерству
актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в
области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям.
Отличительные особенности программыУниверсальным механизмом развития
личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию
в современном мире, является творчество. Творческая деятельность человека, как
правило, обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она
стимулирует развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и
физических способностей, служит средством углубления знаний. Особым видом
творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение театрального
искусства. Музыка, слово, театр настолько переплетены, что для их изучения требуется
комплексный подход. Программа включает в себя освоение сценической речи, умения
слушать и слышать музыку, разбираться в живописи, скульптуре и т.д. Театральная
педагогика включает в себя историю театра, театрально-декоративное искусство,
технические средства.
Педагогическая
целесообразностьДанная
программа
является
результатом
многолетнего практического опыта, педагогической, театральной, лекторской,
исполнительской деятельности. В ней учитывается основные постулаты педагогики: от
простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, навыков, умений, которые
затем аккумулируются в кукольных спектаклях.
В основу образовательного процесса программы положены следующие принципы:
гуманизации;
демократизации;
последовательности;
системности;
сотрудничества;
детского центризма;
увлекательности и творчества;
учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Адресат программыВозраст детей, участвующих в реализации данной программы: 1013 лет, оптимальное количество детей в группе – 10-15.
Объемы и сроки освоения программы.36 часов, 1 год
В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Уровень программыстартовый.
Формы обучения: очная
Основной формой проведения занятий является групповая. При проведении
занятий используются формы:
4

- тренинги;
- беседы;
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
- театрализованное представление, спектакль, творческий отчёт.
Особенности организации образовательного процесса.
Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь
это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети
становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит
естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой.
Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно,
на основе принципа природосообразности. Своеобразие программы состоит в том, что
все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в
творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный
опыт самореализации в различных видах деятельности.
Дополнительная образовательная программа «Театр кукол» может быть
рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам
деятельности), уровневая (по способам освоения).
Возможности уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал
образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая непрерывность и
преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой -гарантирует
выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и
интересам детей.
Принцип построения программы концентрический, последующий год обучения
углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки и технологии.
Учебно-тематический план каждого года обучения представлен темами, которые на
протяжении периода обучения усложняются, а наши обучаюшиеся от первого года
обучения ко второму становятся вовлеченными в продуктивную творческую
деятельность.
Режим занятий.Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут – 36 часов в год.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программыразвитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
 познакомитьс театром кукол;
 познакомить с техникой вождения кукол;
 освоить технику актёрского мастерства.
Развивающие:
 развивать выразительность речи;
 развивать пластическую выразительность;
 пробуждать творческую активность ребёнка.
Воспитательные:
 воспитывать чувства коллективности, взаимозависимости;
 формировать нравственные качества личности;
5

формировать волевые качества личности.
Задачи образовательного процесса второго этапа обучения:
Образовательные:
 совершенствовать навыки сценического мастерства;
 приобретать знания и умения анализировать пьесу, давать характеристику героям.
Развивающие:
 развивать творческую самостоятельность;
 развивать коммуникативные качества;
 развивать образное, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
 формировать эстетический вкус;
 воспитать творческие отношения к деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1.3 Воспитательныйпотенциалпрограммы
Проводить в школе мероприятия с просмотром кукольного спектакля, участвовать
на уровне муниципального этапа в конкурсах, предусматривающих показ кукольных
спектаклей. Предполагается, что в результате занятий в кукольном театре ребята


6

мотивируются к познавательной деятельности. В наш компьютерный век стремительно
падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас
детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети
испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
А при подготовке к спектаклю ребята с удовольствием читают сказки, басни.
Самостоятельно пользуются библиотекой и сетью Интернет, предлагают материал для
следующего спектакля.Нельзя не упомянуть о работе в духовно-нравственном
направлении, так как при работе с русскими народными сказками или произведениями
русских авторов происходит формирование основ гражданской идентичности.
В кукольном театре во время спектакля ребята поставлены в условия очень тесного
взаимодействия. В такой ситуации сотрудничества формируется доброжелательное и
терпеливое отношение друг к другу, развивается чуткость детей к общему
целенаправленному действию.
1.4 Содержание программы
Учебный план
№ Тема занятия

1

2

3
4
5
6

7
8
9

Количество часов
на тему теория Практика Формы
контроля,
аттестация
Вводное занятие. Особенности 2
1
1
Собеседование.
театральной
терминологии.
Входной контроль.
Устройство ширмы и декорации.
4
1
3
Практическая работа.
Изготовление макета
ширмы
Виды
кукол
и
способы 4
1
3
Практическая работа.
управления ими.
Разработка сценария
Кукольный
театр
на 4
1
3
Практическая работа:
фланелеграфе.
Этюдный тренаж
Особенности работы кукловода. 4
1
3
Промежуточная
Промежуточная аттестация.
аттестация
Особенности изготовления кукол. 2
1
1
Практическая работа:
изготовление
различных кукол
Речевая гимнастика.
4
1
3
Индивидуальный
опрос
Выбор пьесы и работа над ней.
7
1
6
Собеседование
Генеральная
репетиция. 5
5
Спектакль
Спектакль. Итоговая аттестация.
ВСЕГО
36
8
28

Содержание учебного плана
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ – 2 часа.
7

Теория: знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе,
персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра
«Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления
движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности
театральной терминологии.
Практика: отработка техники движений куклы на руке.
2. УСТРОЙСТВО ШИРМЫ И ДЕКОРАЦИЙ – 4 часа.
Теория: знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами
оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.
Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и
объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).
Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального
реквизита.
Практика: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. ВИДЫ КУКОЛ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ – 4 часа.
Теория: расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ – 4 часа.
Теория: знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практика: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.
Работа над спектаклем.
5. ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ
КУКЛОВОДА.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
АТТЕСТАЦИЯ – 4 часа.
Теория: понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка
навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической
подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков
движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр,
художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практика: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего
спектакля. Этюдный тренаж.
6. ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ – 2 часа.
Теория: знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов
для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление
одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практика: изготовление различных кукол
7. РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА – 4 часа.
Теория: понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных
персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей).
Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных
текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.).
Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки
человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практика: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
8

8. ВЫБОР ПЬЕСЫ И РАБОТА НАД НЕЙ –7 часов.
Теория: выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава).
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля:
изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного
действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров,
репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания
театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практика: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене.
9. ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ. СПЕКТАКЛЬ. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ –
5 часов.
Теория: подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав
жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое
и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и
светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление
светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практика: организация и проведение спектакля; организация и проведение
гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций);
показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре
школьных кукольных театров.

1.5. Планируемые результаты
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:

Знать

Личностные

Метапредметные

–о
формах
проявления заботы о
человеке
при
групповом
взаимодействии;
- правила поведения
на
занятиях,
раздевалке,
в
игровом творческом

- знать о ценностном
отношении к театру
как к культурному
наследию народа.
- иметь нравственноэтический
опыт
взаимодействия со
сверстниками,
старшими
и
9

Предметные


необходимые
сведения о видах
изученных
кукол,
особенностях
работы с куклами
разных систем;
о
способах
кукловождения
кукол
разных

Уметь

процессе.
- правила игрового
общения,
о
правильном
отношении
к
собственным
ошибкам, к победе,
поражению.
- анализировать и
сопоставлять,
обобщать,
делать
выводы, проявлять
настойчивость
в
достижении цели.
-соблюдать правила
игры и дисциплину;
правильно
взаимодействовать с
партнерами
по
команде (терпимо,
имея взаимовыручку
и т.д.).
- выражать себя в
различных
доступных
и
наиболее
привлекательных
для ребенка видах
творческой
и
игровой
деятельности.

младшими детьми,
взрослыми
в
соответствии
с
общепринятыми
нравственными
нормами.

- планировать свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей - адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителя,
товарища, родителя
и других людей
- контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности;
выбирать
вид
чтения
в
зависимости от цели;
- договариваться и
приходить к общему
решению
в
совместной
деятельности
формулировать
собственное мнение
и позицию

систем;

- работать с куклами
изученных систем при
показе спектакля;
 импровизировать;
работать в группе, в
коллективе.
выступать
перед
публикой,
зрителями.

2.Комплексорганизационно-педагогическихусловий
2.1. Календарныйучебныйграфик
Программа рассчитана на 36 учебных недель.
Начало учебного года
Комплектование групп




01.09.2022г.
до 15.09.2022 г.
10

Конец учебного года
Продолжительность
учебного года




31 мая 2022 г.
36 недель

2.2 Условия реализации программы
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу педагог дополнительного образования.
Должностные
обязанности
в
рамках
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе:
- реализация дополнительной программы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических
разработок;
- побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой
деятельности;
- информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите
творческих проектов.
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия кукольного театра проводятся в специальном помещении, где имеется
следующее оснащение:
Помещение для занятий и хранения реквизитов. Аудио- и видеотехника,
подборка сказок, песен, мелодий;
Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т. д. (картон, цветная
бумага, клей, цветные карандаши, гуашь, пластилин, ножницы, иглы швейные, нитки,
поролон, ткань и пр.
Подборка игр. Сказки и т. п. Куклы. Рисунки для мини-декораций. Театральная
ширма. Декорации, бутафории к спектаклям.
Маски. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
Кадровое обеспечение
Педагог, реализующий программу дополнительного образования –Шишкина
Татьяна Николаевна
11

Методическое обеспечение
Для создания положительной познавательной мотивации детей, стимулирования
повышенной работоспособности и активизации индивидуального участия детям
предоставляется право на равноправное участие в творческой деятельности и выбор
любой роли.
Основной формой занятий является игра, позволяющая не только улучшить
качество работы, но и давать выход избыточной энергии детей. В ходе игры они
получают возможность удовлетворять свои потребность в отдыхе и разрядке.
На начальном этапе обучения проводится выявление способности детей к
рисованию,
танцам,
музыке,
что
поможет
распределить
среди
них
обязанности, соответствующие их способностям и возможностям: кто хорошо рисует,
тот делает эскизы декораций, музыканты подберут и разучат музыкальное произведение
и т. д.
В течение всего срока обучения серьёзное внимание уделяется сценическому
тренингу (различным играм и упражнениям, способствующим выработке определённых
актёрских навыков). В основу всех упражнений закладываются предлагаемые
обстоятельства (события, ситуации, взаимоотношения действующих лиц, мини-сценок,
предусмотренных программой).
Особенностиорганизацииобразовательногопроцесса: очно.
Методы обучения:
1.По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы
показ педагога,индивидуальныезанятия, сотрудничество в совместной продуктивной
деятельности);
-практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией,
через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали,
семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
-объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с
объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
-частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их
индивидуальных способностей.
Формы организации образовательного процесса:

Коллективная— эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная
форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы12

полнить работу.

Парная — рассчитать работу на двоих.

Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую
дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Формы организации учебного занятия:
- групповые занятия: теоретические и практические;
- игровой тренинг;
- репетиции: групповые и индивидуальные;
- этюды;
- организация спектаклей;
- инсценировки;
- беседа;
- просмотр и посещение спектаклей;
- творческие показы.
Педагогические технологии:
Технология
индивидуализации
обучения,
группового
обучения,
коллективноговзаимообучения.
1.Приемы:
.
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс
создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых
физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2.Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии
предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие
в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и дети выступают в качестве
партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип
работы творческой мастерской;
-организации процессов актерской импровизациив условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших
упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности,
фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и
подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой
творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
13

Алгоритмучебногозанятия:
1.Организационное начало учебного занятия .
2.Подготовительный этап (Знакомство с понятием).
3.Основная часть:
3.1. Введение
в тему (Викторина «Знатоки театра». Знакомство с новым
материалом. Воспитывать культуру поведения в театре).
3.2.Практическая часть. (Выполнение упражнений на: дыхание, артикуляцию,
внимание, координацию движений. Охрана здоровья детей).
3.3. Творческая часть.(Вызвать интерес детей к импровизации с использованием
доступных средств выразительности (голоса, жестов, мимики, движений и др.)
Постановка сказки.)
4. Итоговый этап.(Анализ занятия, Подведение итогов. Дать анализ и оценку
успешности достижения цели).
Дидактические материалы:
o Работы из методического фонда (творческие работы, созданные куклы).
o Библиотечный фонд(литература по основам кукольного театра)
o Дидактические материалы (электронная картотека практических заданий, набор
исходных изображений)
o Наглядные презентации, подготавливаемые педагогом к каждой теме.
o Технологические карты-схемы к различным темам занятий.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- входящий контроль (беседа, анкетирование с целью выяснения знаний, умений о
данном виде творчества);
- текущий контроль (анализ и разбор ошибок, полугодовые выступления);
- итоговый контроль (итоговые выступления, участие в мероприятиях).
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
5. Ершова А.П. Уроки театра: Театральное обучение. М., 1990.
14

5. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
7. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Интернет ресурсы
http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/
http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
http://jollity.narod.ru/dolls.html
Как сделать Петрушку и других кукол для театра
http://rukh.hole.ru/games/hometheatre/
http://www.rifmovnik.ru/lib/1/book1_1.htm
http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
Список литературы для детей и родителей
1.
Хрестоматии для учащихся начальных классов.
2.
Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты и другие печатные
издания.
Художественные

произведения

русских

15

и

зарубежных

писателей

9
10
11
12
13
14

Объемучебнойнагрузкинаучебныйгод36 часов на однугруппу
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Месяц

апрель

29
30

май

31
32
33
34

Спектакль

8

2полугодие
март

Собеседование

7

февраль

Индивидуальный опрос

6

январь

Спектакль

5

декабрь

Пр.работа. Изготовление
различных кукол.

4

Промежуточная аттестация

3

1полугодие
ноябрь

Пр.работа. Этюдный тренаж

Колвоучебн
ыхнедел
ь
2

октябрь

Практическая
работа. Разработка
сценария.

Кол-во
часовв
неделю(гр.)

сентябрь

Практическая работа.
Изготовление макета ширмы

Кол-во
часовв
месяц(гр.)
1

Собеседование

Аттестация/формыконтроля

3. Приложение
Приложение 1

июнь

35
36

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

4
4
4
4
4
3
4
4
4
1

3.1.Календарно тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование кружка «Кукольный театр»
№

Название темы занятия

Количество Дата по расписанию Форма аттестации/ Примечание
часов
контроля
(корректировка)
По плану По факту

сентябрь
Инструктаж по ОТ в
кабинете. Вводное занятие.
Особенности театральной
терминологии
2
Особенности театральной
терминологии
3
Устройство ширмы и
декорации
Итого за месяц
1

1

собеседование

1

зачет

2

собеседование

4
октябрь

4

Изготовление декораций

изготовление
макета ширмы
зачет

2

5
Виды кукол
Итого за месяц

2
4

Особенности работы
кукловода
7
Театр на фланелеграфе
Итого за месяц

2

собеседование

2
4

этюдный тренаж

ноябрь
6

декабрь
Работа с кукламикартинками
9
Театральные профессии
10 Движение куклы по
передней стенке ширмы
Итого за месяц
Итого за I полугодие
8

2

собеседование

1
1

зачет
зачет

4
16
январь

11
12
13
14

Движение куклы в глубине
ширмы
Движение куклы на сцене
Изготовление одежды кукол
Изготовление кукольных
персонажей
Итого за месяц

1

зачет

1
1
1

зачет
собеседование
изготовление
различных кукол

4
февраль

15

Речевая гимнастика

Развитие дикции на основе
чистоговорок .
Итого за месяц
16

1
2
3

индивидуальный
опрос
индивидуальный
опрос

март
Развитие дикции на основе
скороговорок
18 Выбор пьесы
19 Пробы ролей
Итого за месяц

2

Читки по ролям, глубокий и
детальный разбор пьесы
21 Изготовление декораций
Итого за месяц

2

собеседование

2
4

собеседование

Генеральная репетиция,
звуковое оформление
спектакля
23 Показ пьесы детям
24 Анализ выступления
Итого за месяц

3

собеседование

1
1
4

спектакль
собеседование

Заключительное занятие.
Подведение итогов
Итого за месяц
Итого за II полугодие
Итого за год

1

17

индивидуальный
опрос
собеседование
собеседование

1
1
4
апрель

20

май
22

июнь
25

собеседование

1
20
36

ВсоответствиисКТПзаполняетсяЖурналучетаработыпедагогадополнительногообра
зования.

3.2.Листкорректировки
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в
течениеучебногогода,должныбытьсогласованысадминистрациейучрежденияивнесе
ны влисткорректировкипрограммы(таблица6).
Таблица 4
Листкорректировки
дополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы
кружка «Чародеи»
(названиепрограммы)

№п/п Причинакорректировки

Дата

Согласование
сзаведующимпо
дразделения
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».