1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база: -Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020); -Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020); -Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; -Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; -Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16); -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от29.05.2015 г. № 996-р; -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р; -Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; -Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; -Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). Направленность программы - художественная Программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства. Актуальность, педагогическая целесообразность программы Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через образования детей становится особенно актуальным. систему дополнительного Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Отличительные особенности и новизна программы Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. Также при обновлении своей программы в 2008 г. автор в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Автору известны и другие программы по изобразительному искусству, которых особенно много в системе дополнительного образования детей. Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям. Данная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (от 10 до 14 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе работы объединение, рассчитанной на 1 год обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п. Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах). Программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей среднего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению. Педагогическая целесообразность. РП строится на следующих общеобразовательных принципах: -принцип развивающего образования, целью которого является развитие обучающегося ; -принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; -сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости; -принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования обучающихся начальной школы, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии обучающихся качества; -принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающегося, спецификой и возможностями образовательных областей; - комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности обучающихся начальной школы; - принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с обучающимися нескольких классов и ведущим видом их деятельности является игра; - принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; - принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой; - принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; - принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту. Адресат программы. Возраст обучающихся:– 10-14 лет. Наполняемость учебной группы: 15 учащихся Сроки реализации программы и возраст обучающихся Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 36 часов. Уровень программы: стартовый Формы обучения и режим занятий Форма обучения: очная Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Режим занятий Занятия учебной группы проводятся: 1 час в неделю по 45 мин. – 36 часов в год 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Задачи программы Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности): познакомить с жанрами изобразительного искусства; познакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобрести умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы): развивать у детей чувственно-эмоциональных проявления: внимания, памяти, фантазии, воображения; развивать колористическое видение; развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное; улучшать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; формировать организационно-управленческих умение и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе): формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов; воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; воспитать аккуратность. воспитать чувство патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; развивать доброжелательность в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитать чувство ответственности при выполнении своей работы… Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях села и района, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, по отдельному плану)… В нем отображается организационно-методическое сопровождение воспитательного процесса, участие в Республиканских конкурсных мероприятиях, участие во Всероссийских конкурсных мероприятиях, проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого уровня, тематические мероприятия по направленности программы. 1.3. Воспитательный потенциал Предполагается, что воспитательная работа в рамках программы кружка изобразительного искусства «Чародеи» направлена на: -воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; -уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; -развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; -воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях села, школы, кружка: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, и т.д.; в конкурсных программах различного уровня. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в школьных, региональных, республиканских и всероссийских конкурсах) 1.4. Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование разделов и п/п тем 1 Введение в программу. Знакомство с программой. Правила техники безопасности Раздел 2: Живопись 2 Свойства красок. 3 Королева Кисточка и 4 волшебные превращения 5 красок. 6 Праздник тёплых и холодных 7 цветов 8 9 Серо-чёрный мир красок. 10 Красочное настроение 11 Раздел 3: Рисунок 12 Волшебная линия. 13 14 Точка. 15 Количество часов Теория Практика 1 - 3 10 ч. 1 3 3 3 3 3 1 10 ч. 2 2 2 1 1 Всего 1 Аттестация/ формы контроля Входная диагностика Коллоквиум Индивидуальные творческие задания Выставка детских работ Викторина Выставка детских работ 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Пятно 2 2 Форма. 2 2 Контраст форм 2 2 Раздел 4: Декоративное рисование Симметрия. 1 Стилизация Декоративные узоры. Орнамент 2 1 1 Сказочная композиция Раздел 5: Конструирование из бумаги Работа с рваной бумагой. 1 1 1 3 ч. 1 2 Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) Раздел 6: Выразительные средства графических материалов Цветные карандаши. 1 Гелевые ручки, тушь Восковые мелки, фломастеры Раздел 7: Экскурсии в музеи 1 и на выставки Раздел 8: Итоговое занятие. 1 1 Выставка творческих работ 4 Итого: Выставка детских работ 4 ч. 1 итоговых - Выставка детских работ Индивидуальные творческие задания Выставка детских работ 3 ч. 1 2 1 1 1ч. 4ч. 4 Выставка творческих работ 36 ч. Содержание учебного плана Раздел 1. Введение в программу. Тема 1.1. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Раздел 2. Живопись. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Тема 2.1. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радугадуга», «Праздничный букет», «Салют». Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Тема 2.5. Красочное настроение. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». Раздел 3. Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Тема 3.1. Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Тема 3.2. Точка. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны». Тема 3.3. Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Тема 3.4. Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное». Тема 3.5. Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод». Раздел 4. Декоративное рисование. Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Тема 4.1. Симметрия. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: - одновременное рисование двумя руками сразу; - использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудобабочка», «Образ из пятна». Тема 4.2. Стилизация. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». Тема 4.3. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка». Тема 4.4. Орнамент. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Тема 4.5. Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка». Раздел 5. Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Тема 5.1. Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки». Тема 5.2. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Раздел 6. Выразительные средства графических материалов Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Тема 6.1. Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики». Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина». Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель». Тема 6.4. Пастель, уголь Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой». Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки Виртуальное посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Раздел 8. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Итоговая выставка детских работ. 1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися кружка «Чародеи» Личностные. 1. Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей работы; - чувство прекрасного и эстетические чувства Метапредметные: 1. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно оценивать свою работу; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка 2. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Предметные Обучающиеся научатся: - создавать простые композиции на заданную тему; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; - изображать предметы различной формы; Обучающиеся получат возможность научиться: - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Программа рассчитана на 36 учебных недель. Начало учебного года 01.09.2022г. Комплектование групп до 15.09.2022 г. Конец учебного года 31 мая 2022 г. Продолжительность 36 недель учебного года Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул, в форме учебных занятий. Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного состава. Уровень стартовый год обучения 2022/2023 Календарный учебный график Приложение 1 1.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, компьютер, проектор, и др.). Материалы и инструменты, необходимые в работе: 1.Бумага разного формата и цвета. 2.Акварельные краски, карандаши. 3.Тушь разноцветная. 4.Гуашь. 5.Восковые мелки. 6.Трубочки для коктейля. 7.Ванночки с поролоном. 8.Баночки для воды. 9.Кисти №1,2,3. 10.Салфетки. 11.Мягкие карандаши, ластики. Информационное обеспечение 1. Единый национальный портал дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dop.edu.ru/federal 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/, свободный. – Загл. с экрана. 3. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISK USSTVO_IZOBRAZITELNOE.html 4. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» 2011год. 5. http://www.lookmi.ru/ «Учимся рисовать поэтапно». 6. http://www.mogut-vse.ru/k1.htm Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!" Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования – Шелудько Марина Ивановна - Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили педагогу сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество». - Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения. - Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий. - Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. - От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником. Методическое обеспечение Основной формой работы с детьми является групповое учебное занятие продолжительностью 1 урок по 40 минут. Методы обучения подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются как традиционные методы, так и ряд активных методов. Чаще применяются беседа, практические упражнения детей с различными материалами, показ иллюстраций, инструментов, демонстрация натуры, обсуждение готовых работ, просмотр слайдов. Для выполнения творческих заданий учащиеся используют разнообразные инструменты и материалы: карандаши простые и цветные, кисти акварельные и клеевые, канцелярский нож, измерительная линейка, акварель, гуашь, фломастеры, клей «ПВА». Учащиеся изучают на практике свойства бумаги различного качества, работают на ватмане, на рисовальной бумаге, с цветной бумагой, а также применяют картон, копировальную, гофрированную и др. виды бумаги. На занятиях используются современные материалы, такие как блопены, блестки и др. Для того чтобы успешно справиться со всеми этими задачами, дети на занятиях: - рисуют с натуры различные предметы; - рисуют на темы заданные педагогом; - рисуют по памяти и представлению; - рисуют вместе с педагогом; - знакомятся с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры, скульптуры и декоративно – прикладного творчества. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одарённости и возраста обучающихся. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий), иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядных материалов), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, а также комбинированные, групповые, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия отведено время для теоретической беседы, завершается занятие просмотром и обсуждением работ. Обеспечение программы различными видами методической продукции. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.). Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищноигровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Автором программы разработаны технологические схемы выполнения коллективных работ. Это коллаж «Мир насекомых» и «Лоскутный коврик»; Дети от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать. Для активизации детей используются разработанные автором заданияигры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Детям предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей. Дидактические материалы Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Педагогом составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы (Таблица №3). Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд. Примерный перечень предметов натюрмортного фонда: 1. Предметы быта: а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы); б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники); г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы). 2. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы). 3. Музыкальные инструменты 4. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней). 5. Муляжи (грибы, фрукты, овощи). 6. Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки). 7. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль). 8. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков). 2.3. Форма аттестации В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Тестирование Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям Отчетные просмотры законченных работ обучающихся Во время отчетных просмотров по окончании года обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся. Автором разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл. 1). Формы подведения итогов реализации программы В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗОвикторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня. Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2). Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы. 2.4. Список литературы Литература для обучающихся Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002. Литература для родителей Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002. Литература для педагога Интернет-ресурсы 1. Единый национальный портал дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dop.edu.ru/federal 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/, свободный. – Загл. с экрана. 3. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISK USSTVO_IZOBRAZITELNOE.html 4. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» 2011год. 5. http://www.lookmi.ru/ «Учимся рисовать поэтапно». 6. http://www.mogut-vse.ru/k1.htm Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!" Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. 2. Приложения Таблица №1 3.1. Оценочные материалы Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала Ответы (в баллах) Правильны Не во всём Неверный Оце нка й правильны ответ ответ й ответ № Перечень вопросов Фамилия, имя ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 . Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный цвет? Какие цвета относятся к тёплой гамме? Какие цвета относятся к холодной гамме? Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? Какие геометрические фигуры ты знаешь? Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? Что такое орнамент? Таблица №2 Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за год обучения по программе «Основы изобразительного искусства» Фамилия, ребёнка имя Дата Название конкурса, выставки Название работы (художественный Результат материал) Таблица №3 Аннотированный каталог дидактических материалов к программе «Основы изобразительного искусства» № 1 Форма дидактического материала Наглядное пособие Название дидактического материала «Природные формы» «Азбука рисования» 2 Наглядное пособие «Техника и характер штриховки» «Линия и образ» 3 Наглядные пособия «Цветовая Теплые и цвета» гамма. холодные «Цветовой круг» 4 5 Раздел, темы (примерные) Цель использования Наброски Рисунок: зарисовки трав, цветов; силуэты деревьев Рисунок: линейный рисунок с натуры, по памяти; объёмный рисунок с натуры, по памяти Живопись: цветовая гамма осени; дары природы; холодная гамма зимы; танец контрастных цветов; царство ночи и царство дня «Основные и дополнительные цвета» «Ахроматические и хроматические цвета» Наглядные «Азы композиции» Композиция: пособия космические дали; «Композиционный праздник в городе; Подборка центр» любимая сказка; демонстрационных цирк; карточек «Статика, движение в зоопарк Образцы лучших композиции» работ из фонда студии Наглядные «Стилизация Орнамент: пособия природных форм» деревянное кружево; «Различные виды ковер из снежинок; Подборка орнамента гжельские узоры образцов (зооморфный, геометрический, Визуальная форма объяснения задания Объяснение технических приёмов работы Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению Определение различных вариантов построения композиции Демонстрация возможных вариантов построения орнамента 6 7 8 9 Наглядные пособия растительный)» «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» «Выразительные возможности графических материалов» Графика: рисуем пером птиц, растения; рисуем кистью и Подборка черной тушью образцов фантастических животных; рисуем палочкой и цветной тушью; рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов; рисуем углем деревья; рисуем пастелью букеты Наглядные «Линейная и Натюрморт: пособия воздушная натюрморт из 1-2 перспектива» предметов на нейтральном Образцы лучших фоне (предметы быта); работ из фонда «Поэтапная работа над натюрморт из студии натюрмортом» геометрических фигур; натюрморт «Формы и строение тематический на фоне предметов» драпировок со складками «Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода» Подборка учебных Новогодние игрушки, работ и лучших сувенирные открытки, образцов из фонда маски, выполненные в студии технике бумажной пластики Наглядные пособия «Пропорции человека» Конструирование из бумаги: бумажные «вырезанки»; объемная аппликация; сувенирные открытки; карнавальные маски головы Изображение человека: портрет мамы; автопортрет с Наглядная помощь в решении учебных задач Повышение результатов исполнения Визуальная форма объяснения материала Помощь объяснении задания в 10 Выставочные «Использование другом; работы из фонда различных техник в спортивные игры; студии работе над портретом» веселый и грустный клоун Наглядное пособие «Линейная и Пейзаж: воздушная этюды деревьев с Лучшие перспектива» натуры; пленэрные работы зарисовки из фонда «Различные формы природных мотивов; деревьев» живописные этюды неба на состояние; «Образ дерева» тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето) 2.2. Повышение результатов исполнения Примерная форма для подражания Календарно тематическое планирование Календарно-тематическое планирование кружка «ЧАРОДЕИ» № Наименование п/п тема занятия разделов и Колво часов сентябрь 1 Введение в программу. Знакомство с программой. Правила техники безопасности Раздел 2: Живопись 2 Свойства красок. 3-4 Королева Кисточка и волшебные превращения красок. 1 10ч. 1 2 октябрь 5 Королева Кисточка и 1 волшебные превращения красок. Праздник тёплых и холодных 3 6-8 цветов ноябрь Серо-чёрный мир красок. 3 9- Красочное настроение Дата по плану ПримечанПримеча Дата по Аттестация, ние(кор факту формы ректиро контроля вка) Входная диагностика Коллоквиум Индивидуаль ные творческие задания Выставка детских работ Викторина 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Раздел 3: Рисунок Волшебная линия. 10 ч. 1 декабрь Волшебная линия. Точка. 1 2 Пятно 1 январь Пятно Форма. 1 Контраст форм 1 Выставка детских работ 2 февраль Контраст форм Раздел 4: Декоративное рисование Симметрия. Стилизация Декоративные узоры. Орнамент Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) апрель Раздел 6: Выразительные средства графических материалов Цветные карандаши. Гелевые ручки, тушь Восковые мелки, фломастеры Раздел 7: Экскурсии в музеи и на выставки май Раздел 8: Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 4ч. 2 1 март Сказочная композиция 1 Раздел 5: Конструирование 3ч. из бумаги Работа с рваной бумагой. 2 Выставка творческих работ Выставка детских работ 1 1 1 1 1 3 ч. 1 2 1 1 Индивидуаль ные творческие задания Выставка детских работ 3ч. 2 1 1 4ч. итоговых 4 Выставка творческих работ Итого: 36 ч. В соответствии с КТП заполняется Журнал учета работы педагога дополнительного образования. 2.3. Лист корректировки Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией учреждения и внесены в лист корректировки программы (таблица 6). Таблица 4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Чародеи» (название программы) №п/п Причина корректировки Дата Согласование с заведующим подразделения (подпись) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 апрель 1 1 1 1 1 май 1 4 1 1 1 1 1 1 Выставка детских работ 1 1 1 март Выставка детских работ 1 февраль Индивидуальные творческие задания 1 8 9 2 полугодие январь Выставка детских работ 1 7 декабрь Выставка детских работ 5 6 3 4 ноябрь Выставка детских работ Кол-во Месяц учебных недель 1 Викторина Кол-во часов в неделю (гр.) октябрь Выставка детских работ 1 Индивидуальные творческие задания Кол-во часов в месяц (гр.) 1 полугодие сентябрь 2 Коллоквиум Входная диагностика Аттестация/формы контроля Приложение 1 Календарный учебный график июнь 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 1 1