1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020); − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020) ; − Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; − Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; − Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; − Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; − Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; − Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; − Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» [7]; − Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). -Устав образовательной организации. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественной. По уровню освоения стартовая. По форме обучения очная. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, современного. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Новизна дополнительной образовательной программы «Хореография» основана на представлении хореографии во всем ее многообразии, что предоставляет более широкие возможности для творческого самовыражения обучающихся. Отличительные особенности программы является укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, повышение эмоционального благополучия детей. Формирование у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формирование самодостаточного проявления своего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе. Адресат программы. Программа адресована детям 7-11 лет. При реализации программы учитываются психические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Дети 7-11 лет считают взрослого своим идеалом и стремятся во всем ему соответствовать. Формируется способность к целенаправленному систематическому труду. Память и мышление имеют образный характер. Особое внимание в этом возрасте уделяется развитию двигательного аппарата. Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. В группу первого года обучения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний по заявлению на добровольной основе. На вакантные места в группу второго года обучения принимаются дети соответствующего уровня подготовки. Группа может формироваться как одновозрастной, так и разновозрастной. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15-20 человек. Сроки реализации программы и возраст обучающихся Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 36 часов. Уровень программы: стартовый Формы обучения: очная Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастеркласс, беседа, видео-урок, викторина, коллективное посещение концертов, массовых мероприятий. На занятиях на ряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах. Выборформ, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения. Режим занятий Занятия учебной группы проводятся: 1 час в неделю по 45 мин. – 36 часов в год 1.2 Цель программы Развитие личности ребенка и его способности к творческому самовыражению средствами хореографии. Задачи Обучающие: сформировать навык постановки корпуса, рук и ног; сформировать знания отличительных особенностей разных видов танца; познакомить с основами музыкально-ритмической грамотности; сформировать исполнительскую культуру и исполнительское мастерство; сформировать художественный вкус путем знакомства с лучшими образцами мировой танцевальной культуры. Развивающие: развить творческие способности; развить физические качества и двигательные навыки; развить чувство ритма; развить психофизические способности. Воспитательные: развить интерес к хореографическому искусству; приобщить к активному и здоровому образу жизни; воспитать чувство товарищества и личной ответственности; помочь преодолеть страх перед выступлением на сцене. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностными результатами изучения учебного предмета «Хореография» являются: - развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству; (Л-1) - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; (Л-2) - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей. (Л-3) У учащихся формируются умения: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни; (Л-4) - решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы; (Л5) - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). (Л-6) Метапредметными результатами: - являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; (М-1) - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; (М-2) - работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; (М-3) - умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач. (М-4) У учащихся формируются умения: - наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их; (М5) - выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); (М-6) - находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; (М-7) - передавать свои впечатления в устной и письменной форме. (М-8) Предметными результатами являются: - устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека; - освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; - знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. У учащихся формируются умения: - понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный, эстрадный, современный; - эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности; - исполнять танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса. Формирование универсальных учебных действий 1.Формирование личностных УУД. Учебный предмет «Хореография» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусство хореографии как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися танцевального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Виды заданий: 1. высказывание своего отношения к музыкальному сопровождению танца с аргументацией; 2. анализ характеров героев танца на основе личностного восприятия. 2.Формирование регулятивных УУД. Задания и вопросы по хореографическому творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД. Виды заданий: 1) выполнять действия в качестве слушателя; 2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений; 3) выполнять действия в качестве помощника постановщика; 4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом. 3.Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение хореографического творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования. Виды заданий: 1) поиск и выделение необходимой информации; 2) формулировать учебную задачу; 3) ориентация в способах решения задачи. 4.Формирование коммуникативных УУД. Виды заданий: 1) подготовка танцевальной импровизации в паре, в ансамбле; 2) инсценирование на заданную тему; 3) умение работать в паре, в ансамбле; 4) умение взаимодействовать при достижении единого результата. 1.3 Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Воспитательная работа в рамках программы «Хореография» направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы… 2. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях села, школы: благотворительных акциях, творческих концертах. 3. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе объединения. 1.4 Содержание программы Учебный план № Содержание и виды работы Количество часов Всего Теория Формы контроля, аттестация Практи ка 2 1. 2. Вводное занятие Азбука музыкального движения 1 4 1 2 3. Элементы классического танца Элементы народносценического танца 7 2 5 6 2 4 4. Беседа, анкетирование Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры Открытое занятие Педагогическое наблюдение, концертные выступления 5. 6. 7. 8. Элементы эстрадного и бального танца Музыкальнотанцевальные игры. Репетиции и подготовка к концертам. Техника безопасности Итоговый контроль ИТОГО: 8 2 6 Опрос 7 2 5 Текущий контроль на каждом занятии в форме игр 1 2 36 1 12 2 24 Отчетный концерт, зачет - Содержание учебного плана I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: Задачи объединения. План работы. Знакомство с репертуаром. Знакомство с искусством хореографии. Инструктаж по ТБ. 2. АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: Теория: Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный размер. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота - вправо, влево. Практика: Музыкально – пространственные упражнения. Маршировка на месте, вокруг себя, вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два. Ходьба: пружинящим шагом, на носочках, на пяточках. Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки под ритм музыки. 3. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА: Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Экзерсис. Поклон. Практика: Экзерсис на середине зала (в форме игры) 1. Позиции ног /1, 2, 3,5/ 2. Позиции рук / подготовительная, 1, 2, 3./ 3. Релеве (подъем на носочки) 4. Деме плие ( пружинка) 5. Ронд де жамб пар тер (круг ногой по полу) 6. Крутки на месте (держим точку) 7. Пор де бра 5. Прыжки /соте по 6 позиции/ 4. ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА: Теория: Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных движений. Характерное положение рук в сольном и групповом танце-хороводе. Танцевальные шаги, позиции ног, прыжки. Практика: Русский танец: Позиции рук и ног. Танцевальные шаги: хороводный, дробный, приставной, притопы. Ковырялочка. Елочка. Гармошка. Шаг польки. Подскоки, подготовка к присядке /мальчики/. Припадания. Моталочка. Хлопки в ладоши. Прыжки. Диагональ: «мячики», «гусята», «лягушата», «солдатики», «танцевальный шаг», «шаг польки», подскоки. Танцы: «Полька», «Полька шутка», «Гопак», «Вальс». 5. ЭЛЕМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦА: Теория: координация движения рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным. Характерные черты пластики. Практика: Ритмические движения - головой, руками, корпусом. Прыжки под ритм музыки. Пластические упражнения в стиле латиноамериканской музыки. 6. МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ИГРЫ, репетиции и подготовка к концертам: Теория: Игры, правила игр. Значение игр в развитии, воспитании ребенка. Практика: «День и ночь», «Море волнуется», «Кто скорей?» «Мальчики и девочки», «Платочек», «Отгадай, чей голос?», «Раз, два- острова», «Стали прямо» 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Теория: Правила поведения на занятии. Гигиенические требования. Требования к форме занимающихся. Т.Б. на дорогах и общественных местах. Правила антитеррористической и противопожарной безопасности. 8. Итоговый контроль: Практика: репетиция и подготовка к отчетному концерту. 1.5. Планируемые результаты Ожидаемые результаты К концу обучения обучающийся будет: знать единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, и на сцене; знать требования к внешнему виду на занятиях; знать музыкальные размеры, темп и характер музыки; знать хореографические названия изученных элементов.; уметь воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; уметь координировать свои движения; уметь исполнять хореографический этюд в группе. Способы проверки результатов освоения программы Контроль знаний и умений учащихся осуществляется через использование разных форм и методов: педагогическое наблюдение за ребенком во время занятий; текущий контроль знаний в процессе работы над упражнениями; мониторинг самооценки обучающихся; педагогический анализ участия обучающихся в различных массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях, мастер-классах; итоговый контроль умений и навыков при анализе работы. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Программа рассчитана на 36 учебных недель. Начало учебного года Комплектование групп Конец учебного года 01.09.2022г. до 15.09.2022 г. 31 мая 2022 г. 36 недель Продолжительность учебного года Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул, в форме учебных занятий. Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного состава. Уровень стартовый год обучения 2022/2023 Календарный учебный график Приложение 1 2.2 Условия реализации программы Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы Хореографический класс; Раздевалка; Магнитофон; СД-диски с музыкальными произведениями и учебными видеозанятиями; Коврики для занятий на полу. Для занятий необходима специальная одежда. Для девочек: Гимнастический черный купальник (короткий рукав); Резинка на талию шириной 3 см; Носки; Балетки черные; Балетки белые концертные; Туфли черные для народного танца; Волосы убраны в «кичку». Для мальчиков: Футболка; Шорты; Носки; Балетки черные; Балетки белые (концертные); Сапоги черные для народного танца; Кадровое обеспечение Педагог, реализующий программу дополнительного образования –Леонова Ирина Сергеевна Методическое обеспечение В процессе обучения по образовательной программе в качестве методов контроля используются: - ежедневные наблюдения на занятиях; - контрольные занятия; - конкурсы; - диагностика мотивов посещения; - диагностические карты результативности обучения; - анкетирование. Формы организации учебного занятия - практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, концертах различного уровня, посещение концертов других коллективов и т.д. Педагогические технологии: технология игровой деятельности (Игра как метод и форма обучения является основой занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Она характеризуется педагогической направленностью, наличием четко поставленной цели и соответствующего результата. Игра мобилизует эмоции ребенка, его внимание и интеллект. Игра необходима, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать стремление к соперничеству, для тренировки навыков, как компенсация невыполнимых в реальной жизни желаний. На занятиях музыкально10 ритмические игры, сюжетно-ролевые игры позволяют живо, интересно, избегая утомления, осваивать хореографические навыки), здоровьесберегающая технология (Используются на каждом занятии в виде разминки, правильного подбора материала занятия в соответствии с возрастом, непринуждённой обстановке). Алгоритм учебного занятия: Занятие состоит из трех частей: 1.Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка; 2.Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций); 3.Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корректирующие упражнения, поклон. Дидактические материалы: - Сценические костюмы; - Иллюстрации с различными видами танцев; - различные раздаточные предметы для танцев (фонарики, платочки, обручи, цветы и т.д.). 2.3. Формы аттестации Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе проводится диагностика: Входная. Проводится в сентябре и определяет стартовый уровень физических данных учащихся, ранее не занимавшихся по образовательной Программе. Промежуточная. Она проводится в декабре на открытом занятии. И показывает динамику результативности освоения Программы. Итоговая. Проводится в мае на открытом занятии, по итогам которой обучающийся получает зачет/не зачет и переводится на следующий год обучения. Результаты диагностики отражаются в диагностической карте «Результативность обучения», которая ведется по следующим показателям: «Выворотность», «Подъем стопы», «Гибкость тела», «Прыжок», «Музыкально-ритмическая координация» (Приложение 2). Для самоанализа и отслеживания адекватности самооценки используется анкета «Приобретенные знания и умения» (Приложение 3). В которой учащиеся самостоятельно оценивают свой уровень освоения программы. Далее результаты сравниваются педагогом. Для ознакомлени с общими представленими обучающегося о хореографии используется «Анкета-знакомство» (Приложение 4). Для исследования мотивации родителей можно использовать анкету «Мотивация родителей» (Приложение 5). Для удобства родителей разработана памятка «Что необходимо для занятий» (Приложение 6). 2.4. Список литературы Для педагога: 1. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие /Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина./ - Орел, 2007. 2. Боголюбска М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М., 1986. 3. Боголюбска М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982. 4. Вакулова А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1999. 5. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002. 6. Григорович Юрий Фотоальбом. «Планета», 1987. 7. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. - СПб.:СПбГУП, 2006. 8. Громова Е.Н. Из воспоминаний педагога-репетитора. Как я работала с детьми. - СПб.:СПбГУП, 2006. 9. Громова Е.Н. Образцы детских танцев из классических балетов. СПб.:СПбГУП, 2006. 10. Зарипов Р.С. драматургия и композиция танца: взгляд из зрительного зала. – Новосибирск, 2008. 11. Захаров Р.В. Сочинение танца. - М.: «Искусство», 1983. 12. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д: «Феникс»., 2003 13. Кацер О.В., Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. - СПб.: ЛОИРО, 2007. 14. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. - М.: «ВЛАДОС», 2003. 15. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. - Ленинград, 1981. 16. Лисицкая Т.С. Ритм+пластика. - М.: ФиС,1987. 17. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. - Ленинград: «Искусство», 1992. 18. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стрейчингом — Спб.: УМЦ «Аллегро», 1993. 19. Сапогов А.А. Апломб. – СПб.:СПбГУП, 2006. 20. Тагиров Г. Татарские танцы. - Казань: Татарское книжное издательство, 1960. 21. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения для школьников. 22. Уральская В.И. Природа танца. - М.: «Советская Россия», 1981. 23. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 24. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. - М.: «Искусство», 1985. 25. Шкробова С.В. Искусство балетмейстера: теоретические основы. - СПб, 2007. 26. https://youtu.be/lzGAD9IyjW8 27. https://youtu.be/f1SdB5Nv0WI 28. https://youtu.be/MarLwLdmPKg 29. https://youtu.be/f06OVGXLN7s 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Для детей и родителей: Асафьев Б. О балете. – Л.: издательство «Музыка»., 1974. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Лань, 2001. Васильева Т.К. Секрет танца. - Спб.: «Диамант», 1997. Громов Ю.И. Воспитание танцем. – СПб.: СПбГУП, 2006. Дункан А. «Моя жизнь», 1930. Константиновский В.С. Учить прекрасному. – М.: Молодая гвардия,1973. Крэйн Уильям. Психология развития человека. 25 главных теорий. - СПб «Прайм-Еврознак», 2007. Чернова Н.Ю. « От Гельцер до Улановой» - М: «Искусство», 1979. 1 1 1 7 1 8 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 апрель 1 1 1 1 1 1 ма й 25 26 27 28 29 30 31 32 1 1 Отчетный концерт, выступление, зачет 1 6 февраль 2 полугоди е март Текущий контроль на каждом занятии в форме игр 1 5 январь Открытое занятие, анкетирование Месяц 1 полугодие Педагогическое наблюдение, концертные выступления 1 4 декабрь опрос 1 3 ноябрь Педагогическое наблюдение Кол-во учебных недель 2 Педагогическое наблюдение Кол-во часов в неделю (гр.) 1 октябрь беседа Кол-во часов в месяц (гр.) сентябрь Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры Беседа, анкетирование Аттестация/ формы контроля 3. Приложения Приложение 1 Календарный учебный график Уровень стартовый год обучения 2022/2023 группа начальные классы ию нь 33 34 35 36 1 1 Приложение 2 Диагностическая карта № Спи сок дете й Выворотност ь Подъем стопы Гибкость тела Сентя брь Сентя брь Сентя брь Дека брь Дека брь Дека брь В — высокий; С — средний; Н — низкий; Прыжок Сентя брь Дека брь Музыкальноритмическая координация Сентя брь Дека брь Приложение 3 Приобретенные знания и умения Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая). Освоил теоретический материал по 1 разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Научился использовать полученные на 3 занятиях знания в практической деятельности 1 2 3 4 5 Умею выполнить практические задания 4 (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог 1 2 3 4 5 Научился самостоятельно выполнять 5 творческие задания 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 2 Знаю специальные термины, используемые на занятиях Умею воплощать свои творческие замыслы Могу научить других тому, чему 7 научился сам на занятиях 1 2 3 4 5 Научился сотрудничать с ребятами в 8 решении поставленных задач 1 2 3 4 5 Научился получать информацию из 9 различных источников 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 10 Мои достижения в результате занятий ________________ Приложение 4 Анкета-знакомство Имя _____________________________________________________ Фамилия _________________________________________________ Сколько тебе лет __________________________________________ В каком классе ты учишься __________________________________ Сколько лет ты занимаешься хореографией ___________________ Какие направления танца ты знаешь ________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Какие из них тебе больше нравятся ___________________________ ____________________________________________________________ Каких знаменитых танцовщиков ты знаешь ___________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Кем ты хочешь стать в будущем ______________________________ ____________________________________________________________ Приложение 5 Анкета «Мотивация родителей» Уважаемые родители! Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметив его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа. I. Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия хореографией? 1 Значительную. 2 Второстепенную. 3 Практически никакую. II. Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в отделении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий? 1 Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка). 2 Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет). 3 Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете. III. Дали ли бы Вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом: 1 Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения? А) Да. Б) Нет. В) По ситуации. 2 Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка? А) Да. Б) Нет. В) По ситуации. 3 Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни? А) Да. Б) Нет. В) По ситуации. IV. Готовы ли Вы участвовать в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно: 1. Помогать педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива А) регулярно; Б) иногда; В) практически никогда. 2. Помогать педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса А) регулярно; Б) иногда; В) практически никогда. 3. Посещать текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, консультации для родителей и т.д.) А) регулярно; Б) иногда; В) практически никогда. Приложение 6 Памятка «Что необходимо для занятий» Первый год обучения Для девочек: Черный гимнастический купальник (короткий рукав); белая резинка на талию шириной 3 см.; белые носки; черные балетки (с раздельной подошвой); белые балетки( для концертных выступлений); все для прически (резинка для волос, шпильки, невидимки). Для мальчиков: Белая футболка; черные шорты; белые носки; черные балетки (с раздельной подошвой); белые балетки (для концертных выступлений). Для мальчиков черные шорты; белые носки; черные балетки (с раздельной подошвой); белые балетки (для концертных выступлений); сапоги черные для народного танца. 3.3. Календарно тематическое планирование Календарно-тематическое планирование кружка «Хореография» № Название темы занятия Количест во часов Дата по расписанию По плану По факту Форма аттестаци и/ контроля сентябрь Вводное занятие. 1 Беседа, анкетиров ание Азбука музыкального движения. 3 Текущий контроль на каждом занятии, работа в форме опроса, в форме игры 1. 2. Итого за месяц 4 октябрь 3 Азбука музыкального движения. 1 Азбука музыкаль ного движения 4 Элементы классического танца 3 Открытое занятие Итого за месяц 4 Примечан ие (корректи ровка) Ноябрь 5 Элементы классического танца Итого за месяц 3 Педагоги ческое наблюден ие, концертн ые выступле ния 3 Декабрь 6 Элементы народного танца. 4 Итого за месяц 4 Итого за I полугодие 19 Педагоги ческое наблюден ие, концертн ые выступле ния Январь 7 Элементы эстрадного и бального танца итого 3 опрос 3 Февраль 8 Элементы эстрадного и бального танца Итого за месяц Март 4 4 опрос 9 Элементы эстрадного и бального танца 1 опрос 10 Музыкальнотанцевальные игры. Репетиции и подготовка к концертам. 3 Текущий контроль на каждом занятии в форме игр Итого за месяц 4 Апрель 11 Музыкальнотанцевальные игры. Репетиции и подготовка к 3 12 Техника безопасности 1 Итого за месяц Текущий контроль на каждом занятии в форме игр 4 Май 13 Итоговый контроль 2 Итого за месяц 2 Итого за год 36 Отчетный концерт, зачет В соответствии с КТП заполняется Журнал учета работы педагога дополнительного образования. 3.4. Лист корректировки Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (название программы) №п/п Причина корректировки Дата Согласование с заведующим подразделения (подпись)